Старая Майна - 17 век или 17 веков ?

Пятница, 29.03.2024, 15:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Казанское ханство в Старой Майне - "за" и "против".
      В крупнейшем своде "Селения Казанского ханства по писцовым книгам" Е. И. Чернышева, труд которого используют все специалисты по истории и археологии Казанского ханства, о р.п. Старая Майна сказано следующее: "Очень крупное владение со второй половины XVI века имели Яков и Федор Асановы по реке Уреню - Атабаевский луг с деревнями Ботьма и Старая Майна. Яков Васильевич Асанов получил на это владение грамоту 7105 (1597 г.), по которой он унаследовал от отца своего, служилого татарина, бортный ухожей, бобровые гоны и рыбные ловли за Камой рекой по Ногайской стороне, ниже Тетюш, и по Майне реке. Еще подробнее дает сведения об этой вотчине писцовая книга И. Болтина 1603 г. : "бортный ухожей и бобровые гоны и рыбные ловли за рекой за Камой по реке по Волге и на Ногайской стороне по Самарской дороге ниже Тетюш, по Майне реке Атабаевский луг, по речке по Уреню по вершину да к Малому бору и по дубровник и по Волгу реку, а по Волге реке на низ от Маинского устья: нижняя межа по Красный Яр - повыше Синбирского городища, а верхняя межа по Майне реке по нижнюю сторону (т.е. по левую) вверх и по тем урочищам бобровые гоны и рыбными ловлями и сенными покосами владеет сам князь Яков: рыбу ловят и бобры гоняют на нево его князь Яковлевы люди, а бортной ухожей и по записи 1597 года отдает он на оброк Свияжскому уезду с горные стороны "чуваше" Якушу за Курмашу Мулозяковым да Бускею Кудай Мазит Девлетбахтееву, а оброку Якушко с товарищи с тех знамен князь Якову по записи платят 18 батман: за восемь батман деньгами 5 руб. 6 алт. 4 деньги- за батманы по 21 алтыну по 4 деньги -да медом дают 10 батман". Мы привели эту выдержку из писцовой книги, чтобы показать на обширность владений и на большой доход, получаемый Асановыми. Кроме того, эти угодья, если были в постоянной эксплуатации татарских служилых людей во второй половине XVI в., то тем более это надо иметь в виду до "Казанского взятия". Писцовая книга говорит о том, что только бортный ухожей эксплуатировался наездом, т.е. приходящими людьми, а следовательно тут было достаточное количество населения, постоянно живущего и до и после взятия Казани, с помощью которого убирались луга, ловили рыбу и пользовались лесами."[Чернышев Е. И. Селения Казанского ханства по писцовым книгам// Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Казань, 1971 г., с.281]. На карте археологических памятников и селений Казанского ханства у Р. Г. Фахрутдинова ("Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория") Старая Майна отмечена как поселение этого времени [Фахрутдинов Р. Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория, Татарское книжное издательство, 1975 г., Рис. 3 (Карта археологических памятников и селений Казанского ханства)]. В  археологических материалах присутствует нумизматическая коллекция близкого времени (монеты Великого княжества Литовского 1520х -1550-х годов, шведская монета Эрика XIV, чеканенная в г. Ревеле (Талинн) в 1567 г., монеты Речи Посполитой 1590-х г.).  Выделена группа керамики, связываемая с существованием поселения в период Казанского ханства. В настоящее время коллекция исследуется с привлечением археологов-специалистов по Казанскому ханству. Последующий период (до 1670 года - времени начала строительства Майнского острога) также представлен нумизматическими находками - найдены деньга сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1584-1598 гг.), копейки Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и т.д. Напомним, что в 1654-1662 гг. царем Алексеем Михайловичем была проведена денежная реформа, в результате которой монеты более раннего периода выпали из обращения. Население не видело смысла накапливать новые медные копейки. Примером кладов этого периода является клад, найденный в бывшей Новой Сретенской слободе в Москве. Он содержал 4 тысяч серебряных монет, в основном относящихся к правлению Михаила Федоровича, только одна серебряная копейка и одна медная принадлежали времени Алексея Михайловича. В этой связи особенно интересно присутствие ранних монет на территории поселения. Общепринято, что рапорт А. И. Свечина в "Правительствующий Сенат от 10 мая 1765 года" содержит исторические неточности. Однако его сообщение о пригороде Майнске (Богоявленском) принимает новое звучание- "...Строен для закрытия живущих на луговой стороне татар и протчих народов, по взятии Казани через 15 лет, а кто при сем сроении определен был жители сего города не знают. Городовое укрепление деревянное хотя и было, но от столь немалого времени согнивши развалился, и все его остатки две такие же башни, церковь деревянная одна" [Гуркин В. А. Симбирская черта, Москва-Ульяновск, 2000 г., с.146-147]. Впервые были обнаружены остатки Майнского острога, место нахождения которого было в литературе спорно, а специалистам-археологам не известно.
      Интересно, что жители поселков Чувашская и Татарская Майна в Республике Татарстан считают себя потомками ясачных чуваш и татар-мишарей, которые переселились из Старой Майны в начале XVIII в. www.rt-online.ru/articles/252_25588/65691/
  
   Теперь аргументы "против" - школьные учебники по краеведению 1950-60 х гг. "Очень" весомо. От краеведов только и слышно- нет и все. А почему нет-в ответ тишина. Забавно даже. Хоть бы один документ или аргумент привели. Надеюсь кто-нибудь когда-нибудь из них напишет пусть даже небольшую работу (ну хотя бы тезисы) на это тему. Очень ждем и надеемся...
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Доцент (07.03.2011)
Просмотров: 2314 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [15]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0